НИКТО
НЕ ДАСТ НАМ
ИЗБАВЛЕНЬЯ
НИ БОГ, НИ ЦАРЬ
И НЕ ГЕРОЙ, ДОБЬЕМСЯ
МЫ
ОСВОБОЖДЕНЬЯ
СВОЕЮ
СОБСТВЕННОЙ
РУКОЙ!
ГЛАВНАЯ
/ ПЕРЕДОВИЦЫ
/ ПУБЛИЦИСТИКА
/ ИСТОРИЯ
/ ТЕОРИЯ
/ АТЕИЗМ
/ ЭМАНСИПАЦИЯ
/ НАУКА
И ТЕХНИКА / РАЗНОЕ
/ ФОРУМ
/
ГОСТЕВАЯ
КНИГА
Обязательно
мать?
Сейчас
находится
много
охотников
учить женщин
жизни.
Выпустил
свое
обращение к
женщинам
балаганный
шут от
политики
Жириновский,
призывая их
на кухню,
которая, по
его мнению,
женщинам
историческая
родина. Во все
горло вопят
фашисты, что
Домострой
наилучшая
позиция по
отношению к
женщине и что
женщина без
мужа ноль
без палочки.
Находятся любители
предлагающие
женщинам всем
поголовно
становиться
мадам де
Помпадур,
ставя
"туфельку-корону"
на голову
мужа... Есть и
представители
прогрессивных
тенденций,
призывающие
к
освобождению
женщины. Они
говорят (и
правильно
говорят) о
необходимости
экономической
независимости
женщины от мужа,
о
психологических
корнях антифеминизма
(почему
женщина
считается
слабее,
почему мужчина
психологически
признается
всеми авторитетнее),
обсуждается
тезис о
необходимости
семьи.
Казалось бы,
дискуссия
идет по всем
пунктам и
даны ответы
на все вопросы.
Но не все
ответы
удовлетворяют.
Например,
феминисты и
феминистки
много говорят
о
патриархальных
предрассудках,
много спорят
о них.
Но
одного
патриархального
предрассудка
никто не то,
что не сломал
не тронул и
пальцем: это
мнение о том,
что женщина
от природы
создана
родить и
воспитать
ребенка, тезис
о том, что
женщина
всегда и в
первую очередь
мать. А в нем
есть немалая
доля того фундамента,
на котором
здание антифеминизма
и
патриархата
еще
достаточно
прочно стоит:
ведь это их
главный
тезис, из
которого они
и выводят всю
свою
пропаганду.
Я
не говорю,
как решить
эту проблему
в рамках
капиталистического
общества; я
убеждена, что
"движение
одного
пункта"
заведомо бесперспективно.
Как не может
быть социализма
в одной
отдельно
взятой
стране, так и
не может быть
чего-то более
прогрессивного
в рамках системы,
чем сама
система.
Женщина в
капиталистическом
обществе
такой же
угнетенный, как
и любой
угнетенный и
освободить
угнетенных
можно только
всех вместе,
только всеобщим
освобождением,
только
Революцией
Мы
рассмотрим
другой
вопрос: что
нужно, чтобы
при новом
строе
женщина не
оказалась в
старом
положении?
Чтобы
ответить на
этот вопрос,
рассмотрим положение
женщины
сейчас. Ведь
новый мир будет
возникать не
из
безвоздушного
пространства,
он будет
строиться на
обломках
старого и
брать от
старого мира
то, что
заслуживает
этого. И
чтобы не
взять того,
что брать не
стоит, будем
сразу говорить
о наших
язвах.
Итак,
на чем
зиждется
власть
мужчины?
Ответ прост:
на семье. И
дело не в том,
что женщина попадает
в
зависимость
от мужа
экономически;
она может
работать, есть
свобода
разводов и
многие
другие формально-правовые
гарантии
равноправия.
Но обычно,
вступив в
брак, женщина
становится матерью.
Тут-то и
начинаются
все
сложности.
1.
Чтобы
вырастить
ребенка, его
нужно содержать.
Государство
пособие на
ребенка
платить не
будет:
поскольку
оно является
выраженным
представителем
общественного
строя, оно не
пойдет
против него,
оно будет его
защищать и
действовать
в
соответствии
с канонами
общественного
уклада; уклад
же на данный
момент
является
патриархальным.
Так станет ли
патриархальное
(de-facto)
государство
идти против
своей сути и
делать
какие-то шаги
к
освобождению
женщины?
2.
Положим, у
женщины есть
возможность
содержать
ребенка в
одиночку. Но
встает
проблема
давления
общественного
мнения,
которое
отражает
патриархальные
предрассудки.
Мать-одиночка?
Фи, это
неприлично,
она
наверняка
какая-то
неполноценная,
раз муж с ней
жить не
захотел. Или характер
дурной, если
с мужем не
ужилась, или
другие
дефекты есть.
Лишить
ребенка отца!
Ай-яй-яй!
Вот такие
шепотки
ходят за
спиной этой
женщины, и
она не может
их не
слышать. А
это ранит.
Человек
существо
общественное
и оценку
своих
поступков он
ищет во
мнении окружающего
его социума.
И мало кто
способен
идти один
против всех. Это тоже надламывает,
и такого
нигилиста
(если это не
становится
делом его
жизни и
стихийный процесс
не
перерастает
в осознанную
борьбу не
только
против
чего-то, но и
за что-то) обычно
надолго не
хватает, он
ломается,
покоряется
обществу, ибо
жить среди
общества и быть
свободным от
него
невозможно,
если не
хочешь
бороться с
ним. К тому
же, на
ребенка тоже
оказывает
давление
общество
через мнение
его
сверстников, которые
впитывают
такую мораль
у своих родителей.
В школе в мое
время худшим
оскорблением
для ребенка
было "безотцовщина".
А дети еще
более
жестоки, чем
взрослые. Что
мать скажет о
такой
женщине за ее
спиной, то ее
ребёнок
выложит в
лицо безотцовщине,
глядя на него
зло и
торжествующе.
А это тоже
ранит душу
еще совсем
молодого
члена общества.
И вырабатывается
мнение: я
неполноценен,
если все так
говорят,
значит, так
оно и есть; в
школе сильно
развит
стадный
инстинкт. И,
пожалуйста
готовый
комплекс
неполноценности,
комплекс
конформизма
и плюс еще и
невроз, с
которым ему
придется
мучиться,
если и не всю
жизнь, то
достаточно
долго.
Изувеченная
личность
слишком
большая
жертва
Молоху общественного
мнения. Да
ради одной
такой жертвы
всю такую
систему
стоит без
дискуссий признать
регрессивной
и поклясться напрочь
уничтожить!
3.
Но даже если
все это и
отмести, хотя
отметать это
нельзя, есть
и третий
пункт
проблемы.
Воспитать
ребенка большой
труд, он
требует
много
энергии, сил,
отнимает
почти все
время.
Немногие
матери, особенно
малолетних
детей,
способны
заниматься
чем-то еще,
кроме
воспитания
ребенка. Не хватает
времени
зачастую
даже на уход
за собой:
женщина
перестает
следить за
собственным
здоровьем и
собственной
внешностью.
Что уж тут
говорить о
саморазвитии!
Много ли
матерей
могут
выбраться в
библиотеку, на
концерт, в
гости, даже
если в доме
есть бабушка?
Нет, могу
сказать по
собственному
опыту: я
немало
наблюдала
жизнь своих
подруг, которые
имеют детей.
Если же раз в
месяц куда-то
выбираешься
на три часа
сверх работы,
дома
слышится
ворчание
этой же
бабушки: "Где
шаталась? У
тебя ребенка,
что ли, нет?" и
"провинившаяся"
мать молчит,
считая такие
упреки
вполне
справедливыми.
А если бабушки
нет? Как жить,
как работать?
Как воспитывать
ребенка, не
имея мужа? А
даже если и
находится
такая святая
бабушка, что
берет на себя
всю заботу о
внуках и
дочери слова
в укор не
скажет, то
что она не
человек уже,
ставши
бабушкой? В
старости
саморазвитие
отменяется?
Ей не хочется
сходить в
кино или просто
к старой
приятельнице?
Или в парке погулять,
вспоминая
молодость? С
момента появления
ребенка,
женщина
становится ребенку
и нянькой, и
гувернанткой,
и сиделкой,
если тот
заболевает, и
всем-всем-всем.
С этого
момента она
становится
наседкой, а
не Женщиной,
не Человеком.
Становясь
матерью, в этом
обществе,
женщина
теряет себя.
И
это даже не
считается
великой
жертвой, это
принимается
как нечто
обыденное:
Да так и
должно быть.
Место
женщины на
кухне, да у люльки,
считают
апологеты
добрых
старых времен.
Некоторые
женщины, не
выдерживая
такой
перегрузки
основная
работа, да
потом еще и
дома
воспитательница
по совместительству
уже
начинают их
поддерживать:
Дайте такого
мужа, чтобы
содержал
семью. Зачем
нам эта
свобода и эти
права, если
все равно,
ими не
воспользоваться?
Уж лучше
рабство, но
покой.
Некоторые,
конечно,
сдают
ребенка в
детский дом,
но, во-первых,
это в
обществе
считается
скандалом
Какая плохая
мать, какое
моральное
уродство,
просто чудовищно!
а, во-вторых,
сейчас
устройство детских
домов таково,
что это
общественное
мнение не так
уж и
неоправданно.
Отдать туда
ребенка
сейчас
значит,
обречь его на
мучения.
Можно
сказать:
негатив
расписан
ярко. А что предлагаете
женщине вы в
будущем
социалистическом
обществе, за
которое
призываете
ее бороться?
Как вы хотите
решить эту
проблему?
Чтобы
сделать
женщину
свободной,
необходимо
освободить
ее не только
от зависимости
перед
предрассудками
и семьей:
надо
освободить
ее еще и от
зависимости
перед
ребенком.
Женщина
только тогда
может стать
счастливой
полноценной
личностью, когда
будут
удовлетворены
ее
культурные потребности,
и она получит
полный
простор для
самореализации
и
саморазвития.
А воспитание
ребенка это
кабала.
Значит,
необходимо,
чтобы
воспитанием
ребенка
занималась
не мать, а
общество,
которому она,
родив дитя,
дарит гражданина.
Обществом
это должно
восприниматься
не как
исполнение
долга, а как
драгоценный
подарок,
который
женщина
может сделать,
а может и не
сделать по
своему
желанию. Но
чтобы дар не
превращался
в жертву,
кабала
воспитания
должна быть
сброшена с ее
плеч. Должна
быть создана
сеть
общественных
интернатов, в
которых
будут
созданы все
условия для
полноценного
развития
ребёнка, где
его
воспитанием
и обучением
будут заниматься
профессиональные
воспитатели
и педагоги.
Эти люди,
согласившиеся
посвятить
всю свою
жизнь
проблеме
формирования
личности,
подойдут
гораздо
более чутко и
профессионально,
чем
практически
неопытная в
этой проблематике
молодая
женщина. В
этих
интернатах
ребенок
вырастет под
руководством
профессиональных
педагогов,
воспитателей,
нянь,
психологов, к
каждому
ребенку
найдут индивидуальный
подход и
сделают из
него Личность
и Гражданина
с большой
буквы. Там он
будет избавлен
от сцен
семейных
неурядиц, от
вида чем-либо
расстроенной
матери, не
будет нервничать
и переживать,
не будет
слышать
грубых окриков
родных. Его
нервная
система и
психика сохранятся.
Ведь недаром
же
психоаналитики
рекомендуют
корни
комплексов и
неврозов
искать в
ситуациях из
детства. Дала
пощечину
уставшая
раздраженная
мать, накричала
бабушка,
ударил отец
и у
впечатлительного
ребенка
травма на всю
жизнь. А ведь
этого так
просто
избежать!
По-настоящему
освободить
женщину
можно, только
избавив ее от
опеки над
ребенком.
Только сеть
общественных
интернатов
может
разгрузить
женщину, дать
ей время для
работы и
досуга,
избавив от постоянных
тревог: чем
сейчас занят
ребенок, не
наделал ли
чего, не
случилось ли
что с ним.
Только с
момента
своей полной
свободы, где
ее не
стесняет
ничего, кроме
некоторых установленных
норм
общежития,
где у нее будет
время на
любое
проведение
своего досуга
и
возможности
саморазвития
и самореализации,
женщина
сможет стать
независимой
и счастливой.
Полное
удовлетворение
культурных
потребностей
и формирует
человека, как
личность. А
свобода
женщины, ее
независимость
и ее счастье
один из тех
пунктов в
"программе"
революционеров,
на которой
они всегда
будут стоять
и от которой
никогда не откажутся.
Ибо
речь идет о
том, для чего
мы и хотим
построить
новое
общество о
счастье
человека.
Д.
СТРИХНИНА
От
редакции. К
замечательной
статье Д. Стрихниной
считаем
необходимым добавить
следующее. В будущем
социалистическом
обществе
воспитанием
детей в
интернатах
(может быть,
эти детские
заведения
будут
называться
иначе) смогут
заниматься
не
обязательно
«профессионалы»,
а каждый
желающий
человек,
имеющий к
этому
способность.
И еще. Не
очень вдумчивый
читатель
может
завопить, что
мы хотим оторвать
ребенка от
матери.
Ничего
подобного. Мать
сможет
встречаться
со своим
ребенком тогда
и столько,
когда и
сколько
захочет. Речь
идет не о том,
чтобы
разлучить
мать с ребенком,
а о том, что
социалистическое
общество
избавит мать
от
трудностей в
воспитании
ребенка.